Как проверить и распознать обман при выборе и покупке франшизы

При выборе франшизы следует иметь в виду, что на рынке, помимо реальных предложений, представлено немало мошеннических. Учитывая слабую правовую защищённость франчайзи в России, важно ещё до покупки франшизы изучить потенциальные угрозы, чтобы избежать неприятностей в будущем.

Какими бывают недобросовестные франшизы?

Сомнительные франшизы можно разделить на следующие категории:

1. «Пустышки»

Франшизы, существующие исключительно на бумаге. Покупателям предлагается франчайзинговый пакет, за которым в действительности нет работающего бизнеса. Мошенники получают паушальный взнос и исчезают с деньгами.

2. «Полуфабрикаты»

Франшизы недавно запущенных бизнес-проектов, которые еще не доказали свою жизнеспособность. Очевидно, что годовалый бизнес не может служить основой для рентабельной и качественной франшизы, тем не менее, многие франчайзёры готовы тиражировать сырую бизнес-идею в погоне за лёгкой наживой.

3. «Подделки»

Встречается также немало клонов известных марок с лёгкими вариациями в названии: “Zara style” (прототип — “Zara”), “Abibas” (“Adidas”), “Sasch&Carry” (“Cash&Carry”).

Франшизы, эксплуатирующие чужой товарный знак и предлагающие товары и услуги ненадлежащего качества. Их логотипы либо полностью совпадают с нашумевшими брендами, либо вызывают ложные ассоциации с ними. Например, дутая франшиза магазина одежды “Модный приговор” копирует название популярной телепередачи. Зачастую бывший франчайзи беззастенчиво воспроизводит бизнес-модель своего франчайзёра под новой вывеской, как, например, поступили партнёры сети “Крошка-картошка”, начавшие реализацию фирменных блюд под маркой “Чудо-картошка”. Подобные действия являются нарушением авторских прав, и франчайзи, покупающий такую франшизу, может быть впоследствии привлечён к уголовной ответственности согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ.

На что обращать внимание в первую очередь?

Для того чтобы выбрать действительно надёжную франшизу, следует минимизировать риски, уделяя внимание ряду критериев.

1. Место поиска

Для выбора франшизы обращайтесь к проверенным интернет-ресурсам, посещайте специализированные бизнес-выставки, которые осуществляют отбор компаний-участников.

2. Формат переговоров

Постарайтесь адресовать все волнующие вас вопросы непосредственно владельцу бизнеса.

3. История и динамика развития франчайзинговой сети

Соберите информацию о датах основания компании и запуска первой франшизы; узнайте число действующих франшизных точек, число предприятий в сети, принадлежащих франчайзёру, количество открытых и закрытых точек за время существования предложения. Как правило, в пользу франшизы говорит тот факт, когда примерно треть всех предприятий сети принадлежит франчайзёру и когда число закрытых точек из числа всех открытых не превышает 20%. Отследите также, сколько точек было открыто за крайние 6 месяцев; их отсутствие может стать поводом усомниться в успешности франчайзингового предложения.

4. Отзывы

Ознакомьтесь с отзывами о компании в интернете и, при возможности, обязательно пообщайтесь с владельцами франчайзинговых точек, выясните их мнение о достоинствах и недостатках бизнес-модели.

5. Франчайзинговый пакет

Внимательно изучите материалы франчайзингового пакета. Обратите внимание на их качество, логичность, информативность. Проявите долю скепсиса и оцените, насколько реалистичны обещания франчайзёра касательно сроков окупаемости, размера инвестиций и других финансовых показателей.

6. Цена вопроса

Трезво проанализируйте финансовую составляющую предложения. Убедитесь, что работает принцип «цена-качество»: у достойных предложений, как правило, есть паушальный взнос и роялти или же в качестве роялти выступает требование совершать закупку товара в определённом объёме.

7. Франчайзинговый договор

Удостоверьтесь сначала в его наличии, а затем в грамотности его составления: в договоре должны быть указаны права и обязанности обеих сторон, размер взносов, территориальные ограничения действия франшизы, в определённых случаях — эксклюзивность предложения.

Как проверить франшизу «на вшивость»?

Базируясь на перечисленных рекомендациях, можно “вычислить”, полноценная ли перед вами франшиза.

  1. Специалисты советуют выбирать франшизы компаний, работающих не менее 5 лет, из них не менее 2 лет — по франшизе. Если же история возникновения конкретного предложения покрыта мраком и внятной статистики по нему нет, это веский аргумент против.
  2. Изначально необходимо убедиться, что франшиза существует не только на бумаге, а работает в виде реального бизнеса. Для этой цели лучше всего посетить предприятие в качестве клиента – и получить наглядное представление о качестве товара или услуги.
  3. Чтобы не нарваться на франшизу-подделку, нужно проверить, зарегистрирован ли используемый товарный знак в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Вы вправе запросить у франчайзёра копию свидетельства о регистрации товарного знака.
  4. Обратите внимание, насколько охотно общается с вами франчайзёр и с какой полнотой он отвечает на ваши вопросы. Нежелание контактировать и уклончивые ответы должны вас насторожить.
  5. В разговоре с владельцем бизнеса попытайтесь выяснить, какой объем обязательств он готов взять на себя по обучению и поддержке франчайзи. Качественные франшизы, в отличие от дутых, обеспечивают комплексное сопровождение своих партнёров.
  6. Выясните, предлагается ли заключить договор коммерческой концессии. Его наличие является одним из важнейших критериев надёжности франшизы.
  7. Убедитесь, что все заманчивые предложения, перечисленные в коммерческом предложении, юридически закреплены в договоре.

5 признаков того, что перед вами мошенник

В целом, недобросовестные франчайзинговые предложения объединяют нереалистичные обещания финансовых выгод и отсутствие достоверной статистики. Признаками того, что вас «разводят», являются:

  1. «Молодое» юридическое лицо — меньше 3-х лет.
  2. Отсутствие компании в общеизвестных соц. сетях.
  3. Нежелание франчайзёра идти на личный контакт.
  4. Общие ответы, без конкретных фактов и цифр.
  5. Вам предлагают не лицензионный договор и не договор коммерческой концессии.

Заключение

Информированность и трезвый подход франчайзи — лучший способ уберечься от мошенничества.

Франшизы в категории 'none' отсутствуют

Другие статьи по теме

При поиске франшизы покупатель ориентируется на оптимальное сочетание цены и качества – с тем, чтобы затрачивать, по возможности, меньше, а получать…

иконка

7 535

При выборе франшизы следует иметь в виду, что на рынке, помимо реальных предложений, представлено немало мошеннических. Учитывая слабую правовую защищённость франчайзи…

иконка

1 613

Успех будущего предприятия напрямую определяется выбором франшизы, поэтому самое разумное – перед её покупкой внимательно изучить существующий рынок франчайзинговых предложений. Для…

иконка

2 341

Оставьте комментарий

Как проверить франшизу? Как избежать обмана при покупке бизнеса по франшизе