При выборе франшизы следует иметь в виду, что на рынке, помимо реальных предложений, представлено немало мошеннических. Учитывая слабую правовую защищённость франчайзи в России, важно ещё до покупки франшизы изучить потенциальные угрозы, чтобы избежать неприятностей в будущем.
Сомнительные франшизы можно разделить на следующие категории:
Франшизы, существующие исключительно на бумаге. Покупателям предлагается франчайзинговый пакет, за которым в действительности нет работающего бизнеса. Мошенники получают паушальный взнос и исчезают с деньгами.
Франшизы недавно запущенных бизнес-проектов, которые еще не доказали свою жизнеспособность. Очевидно, что годовалый бизнес не может служить основой для рентабельной и качественной франшизы, тем не менее, многие франчайзёры готовы тиражировать сырую бизнес-идею в погоне за лёгкой наживой.
Встречается также немало клонов известных марок с лёгкими вариациями в названии: “Zara style” (прототип – “Zara”), “Abibas” (“Adidas”), “Sasch&Carry” (“Cash&Carry”).
Франшизы, эксплуатирующие чужой товарный знак и предлагающие товары и услуги ненадлежащего качества. Их логотипы либо полностью совпадают с нашумевшими брендами, либо вызывают ложные ассоциации с ними. Например, дутая франшиза магазина одежды “Модный приговор” копирует название популярной телепередачи. Зачастую бывший франчайзи беззастенчиво воспроизводит бизнес-модель своего франчайзёра под новой вывеской, как, например, поступили партнёры сети “Крошка-картошка”, начавшие реализацию фирменных блюд под маркой “Чудо-картошка”. Подобные действия являются нарушением авторских прав, и франчайзи, покупающий такую франшизу, может быть впоследствии привлечён к уголовной ответственности согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ.
Для того чтобы выбрать действительно надёжную франшизу, следует минимизировать риски, уделяя внимание ряду критериев.
Для выбора франшизы обращайтесь к проверенным интернет-ресурсам, посещайте специализированные бизнес-выставки, которые осуществляют отбор компаний-участников.
Постарайтесь адресовать все волнующие вас вопросы непосредственно владельцу бизнеса.
Соберите информацию о датах основания компании и запуска первой франшизы; узнайте число действующих франшизных точек, число предприятий в сети, принадлежащих франчайзёру, количество открытых и закрытых точек за время существования предложения. Как правило, в пользу франшизы говорит тот факт, когда примерно треть всех предприятий сети принадлежит франчайзёру и когда число закрытых точек из числа всех открытых не превышает 20%. Отследите также, сколько точек было открыто за крайние 6 месяцев; их отсутствие может стать поводом усомниться в успешности франчайзингового предложения.
Ознакомьтесь с отзывами о компании в интернете и, при возможности, обязательно пообщайтесь с владельцами франчайзинговых точек, выясните их мнение о достоинствах и недостатках бизнес-модели.
Внимательно изучите материалы франчайзингового пакета. Обратите внимание на их качество, логичность, информативность. Проявите долю скепсиса и оцените, насколько реалистичны обещания франчайзёра касательно сроков окупаемости, размера инвестиций и других финансовых показателей.
Трезво проанализируйте финансовую составляющую предложения. Убедитесь, что работает принцип «цена-качество»: у достойных предложений, как правило, есть паушальный взнос и роялти или же в качестве роялти выступает требование совершать закупку товара в определённом объёме.
Удостоверьтесь сначала в его наличии, а затем в грамотности его составления: в договоре должны быть указаны права и обязанности обеих сторон, размер взносов, территориальные ограничения действия франшизы, в определённых случаях – эксклюзивность предложения.
Базируясь на перечисленных рекомендациях, можно “вычислить”, полноценная ли перед вами франшиза.
В целом, недобросовестные франчайзинговые предложения объединяют нереалистичные обещания финансовых выгод и отсутствие достоверной статистики. Признаками того, что вас «разводят», являются:
Информированность и трезвый подход франчайзи – лучший способ уберечься от мошенничества.
Франшизы в категории 'none' отсутствуют
Оборот рынка франчайзинга в 2022-м вырос на 19% и достиг 2,78 трлн рублей на фоне роста среднего чека, следует из…
Выставки франчайзинга – онлайн и офлайн мероприятия, где известные и новые бренды представляют свои франшизы. Там вы сможете напрямую пообщаться…
Каждый, кто решился попробовать свои силы в бизнесе, в первую очередь, должен определиться, по какому пути он пойдёт – начнёт ли…
Оставьте комментарий